Leonid Eremin (vamireh) wrote,
Leonid Eremin
vamireh

История единых проездных билетов Москвы с 1985 по 1997 годы


Так выглядел билет образца 1985 года. Стоил он 6 рублей. Билет выполнен из обычной бумаги, правда довольно плотной, но все же его легком можно повредить, например, намочив. Размеры примерно 88x54 мм. Дизайн весьма лаконичен и прост. Однако, все предельно ясно, хорошо читается и ничего лишнего. Что интересно для современности - на каждый месяц билет имел свой цвет. Правда, иногда получался вырвиглазный дизайн, например билет за январь был желтым. Белый текст на желтом фоне - это нехорошо.

С обратной стороны билеты находится информация о правах и обязанностях пассажира. Также, указано, что данный тип билетов не действителен в 300-х и 400-х автобусных маршрутах. Это связано с тем, что этим маршруты были междугородние со своим тарифом. Интересно, что цвет оборотной стороны тоже разный. Не могу сказать, с чем это связано - вероятно, такая защита от подделок. Сейчас подделать такой билет сможет даже школьник, но тогда, наверное, этого было достаточно, или подделка не была распространена.

Помимо билетов на месяц, были еще на 10 дней и на половину месяца ценой 2 и 3 рубля, соответственно.

Видно, что дизайн этих билетов слегка отличался от месячного. Например, расположение видов транспорта.

Иногда, случались казусы. Например, на этом билете серия и номер напечатаны совсем не правильно.

Я не могу сказать, чем это вызвано, т.к. не знаю о технологии нанесения. Но вряд ли их наносили вручную. Кстати, можно заметить, что на билете за май серии нет вообще.

Теперь обратимся к январю 1987 года.

Видим, что билет на половину месяца притерпел существенный изменения. Он кардинально отличается о месячного билета за тот же период. Информация с оборота перенесена на лицевую сторону, а оборотная сторона стала пустой. Цены пока не изменились.


Добавленная полоса также меняет свой цвет, положение и даже количество. Что ж, билет тех времен были весьма разнообразны. Я был бы не против, если бы и сейчас было также.

Вслед за неполными билетами, в апреле 1987 и билет на месяц изменил свою лицевую сторону.

У меня вызывает недоумение зачем помимо названия месяца писать его номер. По-моему назвать с ходу номер месяца по его названию может любой человек, страрше 7 лет. Зачем нужна черная полоса - так же сказать не могу. Это просто черная краска: ни чипов, ни магнитной ленты, ни чего-то еще там нет. Материал остался тот же - плотная бумага.

Месячных билетов за январь и февраль 1988 у меня нет, есть за март. Почему выложил за апрель - напишу ниже. Но на мартовском билете впервые наблюдаю небольшое дополнение: к словам "Цена 6 руб." добавилось примечание "Для организаций цена 9 руб." На 10-дневных билетах за январь и февраль этого примечания нет, как и нет его на неполных билетах дальше. Возможно, продажа неполных билетов "для организаций" не предусматривалась.

А причина, по которой я выложил билет за апрель - проста. В этом месяце я появился на свет. Вообще довольно странно ощущение - весьма потрепанный я почти на 3-ем десятке и довольно новенький этот билет.

Вот ее интересный билет.

Кто-то поставил печать "Каширская". Не знаю зачем, ни до, ни после такого не видел.

Следущие два года (1989 и 1990) ничего не произошло, кроме того, что где-то в период с июля по ноябрь 1990 убрали примечание "Для организаций цена 9 руб.".

Перейдем сразу к апрелю-маю 1991 года.

На этом история единых билетов окончена и продожится в лице единых билетов для школьников и студентов. Правда, непонятен смысл этого - цена-то у них одинаковая. Однако, различия есть. Во-первых этот билет необезличенный: там есть графы для ФИО и названия учебного заведения. Размер его -

Метаморфозы, тем временем не закончились.

В июне почему-то отсутствовала больша буква "Е". А в июле изменился шрифт и размер этой буквы. Дальше билеты были такие же, как и за июль. Август показываю все по той же причине - все помнят август 1991 года. Постоянства опять не было - менялся цвет фона и иногда цвет текста (при этом "Е" была всегда фиолетовая) - например, за октябрь буквы зеленые, а за ноябрь - красные.В остальные месяцы - черные.

Перенесемся в июнь 1992 года.

Вместо ММПО "МОСГОРТРАНС" билетами теперь заправляет Комитет пассажирского транспорта. Но это еще ладно - цена подскочила сразу в 3 (три) раза! До 18 рублей. Представьте, что билет на метро сейчас втрое подскочит за раз. Но и это еще не все.


Еще в два раза! Охренеть! Я, конечно, не очень помню, что происходило в те годы, но если сейчас представить повышение цен на проезд в шесть раз за полгода - это пи**ец просто будет.


Февраль - 36. Март - 72! Июнь - 180! Октябрь - 360! Да еп твою мать! По этим билетам можно историю и экономику изучать. Да, кстати, как можно заметить цвет буквы "Е" стал тоже меняться.


Январь - 900. Апрель - 1620.

Так, слегка сменим тему (но потом продолжим, не расслабляться!). Где-то к маю, правительство поняло, что денег-то нет ни у них, ни у народа. Но взять где-то надо. И бинго! Реклама!

Правда, я не очень представляю, зачем нужны банки в то время. И мне даже страшно гуглить, что с этими банками стало. Но да - первая реклама на московских билетах - была реклама банков. Ну все, передохнули? Тогда продолжим!



Сентябрь - 5400. Октябрь - 16500. Февраль 1994 - 30000. Апрель - 48000. Декабрь - 96000. Тут стоит отметить, что уже эти цены я помню. По сути - это 96 рублей за месяц на наши деньги. Т.е. цены еще раз в 50 взлетели с тех пор. Но опять отвлечемся на рекламную паузу.

И опять реклама банков. Этот год примечатален тем, что я пошел в школу. Опять продолжим нашу инфляцию.

Февраль 1996 - 120000 рублей. Май - 180000 рублей. До конца года, впрочем, цена застыла. Также, внезапно, пропала реклама. И еще бумага как-то не заметно стало гораздо тоньше. Я пропустил этот момент. Есть изменения интереснее.

В июне появилаь голографическая защита. Впервые, что-то условно серьезнео появилось. Плотность бумаги, кстати разнится от месяца к месяцу: когда как и в конце 1980, а когда - очень тонкая.

Но в январе 1997 опять меняется дизайн.

Ориентация становится книжной, выполнено из неприлично тонкой бумаги. Рекламы все еще нет. Но уже к маю дизайн вновь меняется.



Впервые виден явный прогресс, осовременивание. Он выполнет из плотной бумаги, покрыт глянцевам покрытием. Был довольно маленьким - 77x38 мм. Появилась магнитная лента. Убрали "права и обязаннасти", а также ценник. Цвет линий также меняется. Вновь появилась реклама, и, что неожиданно - вовсе не банков, а страховщиков и бытовой техники.


И последнее, чем хочу поделиться - билетом за сентябрь 1997 года. Если забыли - было празднование 850 летия Москвы. Этот день даже я помню.

На этом все, господа хорошие. Последний билет из этой серии, что у меня есть - за январь 1998 года. Но он точно такой же. Совсем недавно, кажется. Но прошло почти 20 лет. Целое поколение людей выросло. Время быстро летит, и с каждым прожитым годом - все быстрее и быстрее.

Потом был 1998. Дефолт. Деноминация. Ну а дальше мое поколение и так все помнит.
Tags: 1985, 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 80-е, 90-е, Перидромофилия, Россия, СССР, аристон, билетики, билетофилия, билеты, гласность, горбачев, деноминация, деньги, дефолт, дизайн, единые, ельцин, инфляция, история, коллекционирование, коллекция, москва 850, мострансбанк, перестройка, прогресс, проездные, промрадтехбанк, путч, реклама, росно, рубли, столичный банк сбережний, студенческие, ускорение, цены, чара
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments